Перевал Чике Таман расположен в Онгудайском районе Республики Алтай, подъем на него начинается на 655-ом километре Чуйского тракта, почти сразу же за Семинским перевалом, на стыке сел Хабаровка и Купчегеь. Он разделяет долины рек малый и большой Ильгумень.
Содержание:
- Что представляет из себя перевал?
- Чего интересного посмотреть находясь на месте?
- История возникновения перевала Чике-Таман
- Проезжая перевал стоит помнить!
- Фото галерея перевала Чике Таман
- Как выглядит перевал на карте
- Видео Экскурсия
Что представляет из себя перевал Чике-Таман?
Перевал Чике Таман имеет высоту в самой верхней точки 1460 метров над уровнем моря, подъем и спуск на перевал равняется 4-четырем километрам, но еже ли посмотреть на угол наклонов его поворотов, он кажется весьма более высоким.
Перевал Чике-Таман является особо охраняемым природным объектом, а в 1996 году прошлого века он был назначен памятником природы Республики. Тем самым он тоже является некой достопримечательностью Горного Алтая.
Что посмотреть на перевале Чике-Таман?
На вершине перевала Чике-Таман есть обзорная смотровая площадка, с которой открывается неповторимый, внушительный вид на огромный массив ближайших горных хребтов и скал. Так же, если подняться чуть выше, то вы попадете на старое седло перевала, с которого виден отрезок старого подъема, который в наши дни практически зарос травой и кустарником.
Старый перевал Чике-Таман используют сейчас лишь путешественники экстремалы, которым охота острых ощущений. Кстати проехать по нему имея определенную снаровку не так уж и трудно и под силу каждому. До этого мы писали заметку о том, как проходить перевалы Горного Алтая, думаю вам эта статья будет так же интересна к прочтению.
На вершине перевала Чике-Таман водружен поклонный крест, через дорогу от которого стоит лиственница, ветви которой увязаны белыми ленточками.
Среди туристов название этого дерева звучит как Шаман-Дерево и есть оно не только на перевале Чике-Таман, а почти у каждого посещаемого ручья, источника, перевала.
С по кон веков, путешественники завязывали эти белые ленты для того, что бы задобрить горных духов этого места, а так же в память о тех кто ждет впереди и кто не отправившись в дорогу остался в стенах своего дома.
Помимо поклонного креста и смотровой площадки, на вершине перевала Чике Таман в больших количествах произрастает эдельвейс, цветки которого похожи на огромные пуховые звезды. В этом месте, они конечно не такие крупные как в высокогорьях Алтая, но все равно скопление этих цветов тут смотрятся великолепно.
На северном склоне перевал Чике Таман просто усыпан зарослями Маральника. А в весенний период, по южному склону распускается великое множество желтых Алтайских тюльпанов.
История возникновения перевала Чике — Таман
Как выяснили археологи, до двадцатого века, дорога по перевалу была расположена в другом месте и была проходима либо пешком, либо на лошади с телегой и имела порядка 35-ти крутых и весьма опасных поворота. А самой ранней считается дорога огибавшая перевал Чике Таман еще в X-XII веках.
В 1903 добровольцы завершили строительство участка новой дороги через перевал Чике Таман, а уже после реконструкции, которая длилась с 1924-го, по 1925 год, появилось и автомобильное сообщение с южными районами Горного Алтая. И все равно, дорога была хоть и новой и модернизированной, но она таила в себе 47 опасных поротов.
А уже с 1926 было решено прокладывать через перевал Чике Таман новую трассу не модернизируя существующую дорогу, а по старой дороге, которая идет в самом низком месте.
Спустя год, строителями была проложена трасса отсыпанная щебнем. Для ее возведения потребовалось вложить не мало труда: переместить порядка пяти ста тонн земли и осколков породы, подорвать динамитом десятки мешающих дороге скал, расширить и отсыпать дорогу.
Самая последняя, считающаяся новой дорогой через перевал Чике Таман тянется по узкому северо-восточному отрогу Теректинского хребта и проходит между отвесными скалами с одной стороны и глубокой пропастью с другой.
Проезжая перевал Чике Таман
Эта дорога держит в напряжении проезжающих там водителей от самого начала перевала, до его середины где располагается смотровая площадка. А пассажиры в свою очередь всю дорогу не могут оторвать взгляды от поразительно красивых высокогорных видов за окном, которые меняются после прохождения каждого из витков.
Проезжая перевал Чике Таман, не стоит забывать о вероятности падения камней. Камнепады тут случаются каждый раз после приличных дождей или сотрясений земной коры, которые тоже не редко бываю в горах Алтая. Но обилие бетонных ограждений и насыпанных горных валунов по краям дороги и качество дорожного полотна сводят неприятные мысли на нет.
Дорога на перевале весьма широкая, качество асфальта — отличное, разметка отлично видна даже в темное время суток, движение осуществляется в две полосы, подниматься по этой дороги не трудно, как летом, так и зимой.
У тех, кто проезжает этот перевал в первый раз порой захватывает дух от извилистого горного серпантина и крутизны подъемов, а так же из за неповторимых высоко горных пейзажей, которые блещут своей красотой.
Опытные туристы которые по своему ценят природу Горного Алтая — уверены, что только после преодоления Семинского перевала начинается «настоящий горный Алтай».
А истинные ценители, которые привыкли сами прокладывать маршрут своих путешествий уверяют, что горы появляются лишь тогда, когда вы проедите перевал Чике Таман. Хотя это, так и есть на самом деле!
Потому, что за перевалом, деревень, как и баз отдыха располагается весьма меньше, чем в самом начале и по дороге до перевала, туриста мало что отвлекает от созерцания многовековых массивов горных вершин имеющих разнообразные оттенки и формы, которые как будто сужаются все ближе и ближе к Чуйскому тракту.