Его величество — перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык вырублен в скале и расположен в Улаганскм районе горного Алтая.  Перевод с тюркского языка обозначает — твердая трещина в горе, ущелье, теснина.  Он является единственным спуском для транспорта в Долину реки Чулышман, а до 1989 года дорогу туда не было вообще. Строительство перевала начали в далеком 1987-м году с инициативы  Аpсентия Васильевича Санаа, который в те времена возглавлял совхоз «Советский Алтай». И в течении двух следующих лет бульдозеристами Аркадием Абрамовичем Ухановым, и его его сыном Анатолием вместе  с племянник Виктором Романовичем Ухановым , была проделана грандиозная работа итогом которой стала автомобильная дорога Кату-Ярык – Балыкча, протяженность которой составила порядка 77-ми километров.

  • В долине Чулышмана абсолютно другой мир, в отличии от всего, что встретится по дороге до него.

Что представляет из себя перевал Кату-Ярык

Крутой спуск перевала располагается на склоне горы, крутизна склона составляет ~70% что равняется63°. Его высота от самого подножия составляет порядка 800 метров а протяженность равна 3500 метров. Перевал Кату-Ярык весьма уникален и имеет в себе 9 витков. У него напрочь отсутствует симетрия и спуски располагаются под разными углами и имеют разную длину.  Самым опасным и крутым является последний виток на спуске и первый на подъеме, не считая первоначального заезда.

Перевал однополосный и разъехаться со встречными автомобилями порой весьма проблематично.  Для решения этой проблемы, не так давно были расчищены и облагорожены концы витков, на которых могут останавливаться одновременно до пяти автомобилей, что бы пропустить встречный транспорт.

Для подъема в перевал Кату-Ярык вам желательно иметь задне или полноприводный автомобиль. Но тем не менее и некоторые машины на переднем приводе легко преодолевают подъем.

Решающую роль в этом играют две вещи:

  • Состояние дорожного полотна
  • Благосклонность погоды

Так же следует иметь ввиду, что изредка дорогу на перевале размывает или случаются обвалы породы и на приведение дороги в порядок порой требуется некоторое время.

В том случае если у вас не получилось после нескольких попыток взабраться на перевал, вы можете за отдельную плату воспользоваться услугами вездехода который дежурит у подножья и занимается этим делом постоянно, вытаскивая на верх не способные на самостоятельный подъем автомобили. Средняя стоимость такой процедуры варьируется в районе 1500-2000 рублей за один виток.

При спуске проявите повышенное внимание

Лучшим временем для спуска или подъема является светлое время суток. от водителя потребуются особое внимание и осторожность.  Средний уклон перевала Кату-Ярык равен ~10°.

Есть одно не писанное правило на этом перевале: обязательно, после прохождения одного из витков, при движении в низ, остановитесь в кармашке на повороте и убедитесь что снизу нету встречного транспорта.

Помните, идущему снизу транспорту намного тяжелее ехать в верх, нежели вам спускаться в низ. Из этого следует, что вам обязательно нужно его пропустить!

Первый спуск в долину реки Чулышман произведет на вас огромное впечатление и его вы долго не забудете.

 Перевал Кату-Ярык в цифрах

Давайте рассмотрим некоторые цифры относящиеся к перевалу Кату-Ярык, которые были получены при помощи замеров GPS навигатором, замеры начинались от указателя начала перевала до таблички его окончания.
  • Высота вершины перевала – 1209 метров над уровнем моря;
  • Самая нижняя часть перевала находится на отметке — 683 метра над уровнем моря;
  • Перепады высот составляют — 526 метров;
  • Длина перевала составила— 3 806 метров.

Погода в районе перевала Кату-Ярык

Погода в селе Балыктуюль

Перевал Кату-Ярык фото галерея

Перевал Кату-Ярык видео

 
Понравилось это место на Алтае? - Расскажи о нем друзьям
 
А ещё вас должно заинтересовать это:
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Его величество — перевал Кату-Ярык"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

На Одноклассниках
Вконтакте
Сервисы сайта
Связь с редакцией
Статистика посетителей Яндекс.Метрика