Перевал Кату-Ярык вырублен в скале и расположен в Улаганскм районе горного Алтая. Перевод с тюркского языка обозначает — твердая трещина в горе, ущелье, теснина. Он является единственным спуском для транспорта в Долину реки Чулышман, а до 1989 года дорогу туда не было вообще. Строительство перевала начали в далеком 1987-м году с инициативы Аpсентия Васильевича Санаа, который в те времена возглавлял совхоз «Советский Алтай». И в течении двух следующих лет бульдозеристами Аркадием Абрамовичем Ухановым, и его его сыном Анатолием вместе с племянник Виктором Романовичем Ухановым , была проделана грандиозная работа итогом которой стала автомобильная дорога Кату-Ярык – Балыкча, протяженность которой составила порядка 77-ми километров.
- В долине Чулышмана абсолютно другой мир, в отличии от всего, что встретится по дороге до него.
Что представляет из себя перевал Кату-Ярык
Крутой спуск перевала располагается на склоне горы, крутизна склона составляет ~70% что равняется63°. Его высота от самого подножия составляет порядка 800 метров а протяженность равна 3500 метров. Перевал Кату-Ярык весьма уникален и имеет в себе 9 витков. У него напрочь отсутствует симетрия и спуски располагаются под разными углами и имеют разную длину. Самым опасным и крутым является последний виток на спуске и первый на подъеме, не считая первоначального заезда.
Перевал однополосный и разъехаться со встречными автомобилями порой весьма проблематично. Для решения этой проблемы, не так давно были расчищены и облагорожены концы витков, на которых могут останавливаться одновременно до пяти автомобилей, что бы пропустить встречный транспорт.
Для подъема в перевал Кату-Ярык вам желательно иметь задне или полноприводный автомобиль. Но тем не менее и некоторые машины на переднем приводе легко преодолевают подъем.
Решающую роль в этом играют две вещи:
- Состояние дорожного полотна
- Благосклонность погоды
Так же следует иметь ввиду, что изредка дорогу на перевале размывает или случаются обвалы породы и на приведение дороги в порядок порой требуется некоторое время.
В том случае если у вас не получилось после нескольких попыток взабраться на перевал, вы можете за отдельную плату воспользоваться услугами вездехода который дежурит у подножья и занимается этим делом постоянно, вытаскивая на верх не способные на самостоятельный подъем автомобили. Средняя стоимость такой процедуры варьируется в районе 1500-2000 рублей за один виток.
При спуске проявите повышенное внимание
Лучшим временем для спуска или подъема является светлое время суток. от водителя потребуются особое внимание и осторожность. Средний уклон перевала Кату-Ярык равен ~10°.
Есть одно не писанное правило на этом перевале: обязательно, после прохождения одного из витков, при движении в низ, остановитесь в кармашке на повороте и убедитесь что снизу нету встречного транспорта.
Помните, идущему снизу транспорту намного тяжелее ехать в верх, нежели вам спускаться в низ. Из этого следует, что вам обязательно нужно его пропустить!
Первый спуск в долину реки Чулышман произведет на вас огромное впечатление и его вы долго не забудете.
Перевал Кату-Ярык в цифрах
- Высота вершины перевала – 1209 метров над уровнем моря;
- Самая нижняя часть перевала находится на отметке — 683 метра над уровнем моря;
- Перепады высот составляют — 526 метров;
- Длина перевала составила— 3 806 метров.
Погода в районе перевала Кату-Ярык
Погода в селе Балыктуюль